Company Logo

Articles View Hits
406853

Индия и Непал

«Объять необъятное» или 11 дней с рюкзаком по Индии и Непалу.

Маршрут Москва-Дели-Джайпур-Агра-Каджурахо-Варанаси-Какманду(Непал)-Дели-Москва

Вылет был запланирован на третье января из Москвы, аэрофлотом. Нас было четверо. Старая компания, которая совершила уже не одно самостоятельное путешествие. В связи с сильным туманом в Дели, вылет перенесли на следующий день. Переночевали в гостинице Шереметьево (за счет аэрофлота) и вылетели в 3 утра 4го января в Дели. Разница во времени от Москвы +2часа30мин. Прилет, обычный разбор багажа, обмен валюты в индиан банке (не в Томас Кук – там процент от обмена) – и выход на препейд такси. Нам надо было добраться до Мейн базара. Там большое количество хостингов. Стоимость проезда 290 индийских рупий за машину. (1 рупия - 66 копеек) 50 минут от аэропорта, и мы едим по узким улицам мейн базара. Запах специй, крики торговцев и накрывающий волнами запах мочи. У индийцев нет туалетов, самое лучшее, что может представлять собой туалет – это с трех сторон стена обложенная кафелем без двери. Обычное дело, если местному приспичило, то он делает шаг в сторону и спокойно совершает свои естественные потребности не обращая внимание на поток людей. Итак, отель, прошли по узкой улице мимо открытых туалетов и УРА - номер. В номере помещается кровать и проход – чтобы дойти до перегородки где стоит унитаз и нагревательный котел. Окна без стекол. Стоимость номера 400 рупий дабл за сутки. Несмотря на то, что спали перед вылетом всего 3 часа, бросаем рюкзаки и быстрее смотреть город. Первым делом запланировано посещение Ред форда. Ищем такси, но его нет. Основной транспорт для передвижения это тук-тук. Мотоколяска с лавкой на 3 места после водителя. Платим 50 рупий за это чудо техники. И вчетвером едим по улицам Дели до Ред форда. Начинает темнеть. Суета по улицам. Шныряют толпами люди. Попрошайки. Много попрошаек. Жуткий запах мочи от заборов. Думал, что будет похоже на Каир. Но нет. Больше хаотичности в движениях масс. Нищие. Они везде. Они преследуют. Главное – делать вид, что их не видишь.

Ред форд – большие красные стены. Внутри видны башни крепости. Взяли билеты на ночное шоу света и звука. Решили пробежаться по проспекту, перекусить, но страшно пробовать еду с улицы. Это в первый раз, когда я побоялся заказать местной еды на улице. Потому как готовка пищи перемешивается с запахом, ну вы сами поняли чего. Видим в дали знакомый знак «М». Макдоналдс тоже оказался с местным колоритом. В нем нет как вы, думаете чего? Правильно! Туалета. Одноэтажное здание. Все как положено. Крики «Свободная касса». Но нет там того, чем себя позиционирует Макдоналдс, нет места, где можно попудрить носик. Скоротав время, примчались в Ред форд обратно. Звук, свет - все есть, но как-то не масштабно. Окончательно устав от звуков возвращаемся в отель. Тук-тук 50 рупий и мы опять в номере. Всем спать. Вылет самолета в Джайпур в 3.00 (все время указано уже по местному) Поспав опять 3 часа бегом до аэропорта за 300 рупий. Вылет без задержки. Единственный нюанс, надо знать, что зажигалки для Индии как бомба, и не дай бог в ручном багаже или кармане окажется эта страшная штука. Это относиться и к метро в Дели!

Мы в самолете. Приятная музыка в Боинге. Заполнение на 30%. Самолеты в Индии ходят как маршрутки, от города до города и так по всей стране, Это связано с тем, что дороги в нашем понимании у них отсутствуют. Кроме золотого треугольника Дели-Джайпур-Агра, больше нормальных дорог нет. Любой съезд с этих направлений снижает скорость до 20-30 км в час. (Один из переездов у нас занял 14 часов 300км). Поэтому одним из приоритетных и не особо дорогих для европейцев (30евро) является самолет. Полет занял 40минут. Нас покормили сандвичами, и мы вышли в городе Джайпур в 5 утра. Такси от аэропорта до ж/д вокзала 200 рупий. Торг начался с 350. С трудом уговорив дедушку в камере хранения принять наши рюкзаки (он хотел увидеть билеты на поезд), мы едем осматривать город – первым делом берем тук-тук за 50 рупий к розовому дому. Осмотрели снаружи. Слишком рано для открытия. Прошлись до соседней крепости. Колоритно. Много наглых попрошаек. Одна мне тыкала в живот весь в язвах и просила на хлебушек. Я при выходе из тук-тука умудрился порвать куртку, тоже ей начал показывать рваную дырку, заулыбавшись она пошла трясти других фарангов более опрятно одетых. Нафотавшись зданий и скачущих обезьян мы сорвались до крепости расположенной за городом под названием Амбер. Проезд 60 рупий. По ходу движения лицезрели приятного вида дворец на озере. Вид шикарный, но из-за отсутствия времени проехали не останавливаясь. И вот он Амбер. Это шедеврально! Дворец расположен на холме, окруженный со всех сторон горами. По ним, напоминая китайскую стену, раскинулась лента крепостных стен с башенками, которые окружают дворец. На входе нас ожидала стоянка слонов. Сделав серию фото слонов, мы влезли в очередь с экскурсией русских и взяв пару слонов, начали медленный подъем в форд. (Слон стоит 570 рупий за двоих, отдельно поводыри слонов сильно просят на чай – отдали 30 рупий). По пути движения бегали по стенам местные фотографы, а под ногами торговцы пытались продать свои услуги и товары. Внутри форда нас ссадили со слонов. На самом верху ощущение, что ты не на самой высокой точке форда, огромная территория поражает. Много входов и выходов. Бродили 2 часа, (Стоит 150рупий). теряясь в лабиринтах и башнях Амбера. С трудом нашли выход, попали с обратной стороны Амбера в местное поселение, на той же горе. Там на узких улочках забрели в какой то храм. Возвращались обратно в город на маршрутном автобусе (10руп.) в давке доехали обратно до дворца ветров (Розовый дом), там где уже были с утра. Вход 50 рупий. Самое интересное - это оконца дворца, которые позволяли обитателям остаться не замеченными с улицы. После осмотра, ловим тук-тук до Храма обезьян. Ехать от Розового дома 10 минут, но туктукер не хотел ехать, рассказывал, что очень далеко. Доехали за 100 рупий. В первый раз увидели такое количество обезьян. Крутой подъем в гору, со всех сторон бегали обезьяны, по деревьям прыгали бурундуки, дети запускали воздушных змеев, было впечатлительно. Достигнув самой высокой точки, увидели очередной храм. Хорошее место для съемки панорамы всего Джайпура. Совершив спуск с горы, и сделав огромное количество фотографий обезьян, бурундуков, свиней, буйволов, козлов и прочей живности Храма обезьян нам настала пора перебраться в Агру. Взяв за 85 рупий мотоколяску мы добрались до ж/д вокзала. Перекусив в пиццерии, и забрав вещи в камере хранения на ж/д вокзале, (1 место 10 рупий) мы наняли джип в забегаловке возле вокзала за 4000 рупий за всех и в 17.10 устремились в Агру. Дорога это отдельная тема. К вечеру на дорогу опускается туман. И не просто туман. А молоко, через которое невозможно увидеть вытянутую руку. Все машины, кроме того, что включают фары, еще и передвигаются на аварийках. В машине напроч отсутствовал обогрев, все окна постоянно потели. С таким экстримом мы прибыли в Агру в 22 часа 45 минут. Город спал. Мы вышли где-то в центре. Спрашивая у прячущихся в темноте одиноких прохожих дорогу до ближайшего хостинга, мы потыкавшись в пару тройку мертвых гостиниц, наконец, смогли разбудить хозяина одной из них. Отель Shyam Palace как оказалось на утро, находился в 5 минутах ходьбы от Тадж-Махала, стоимость за номер 400 рупий. Очень не плохой отель. Рекомендую для остановок, есть горячая вода. Обязательно иметь при себе средство от комаров.

В 6 утра подъем, и мы устремились вперед, повторяя про себя как заклятие, слово Тадж-Махал. Дорога оказалась быстрой и в утреннем молоке-тумане мы быстро уперлись в будку по продаже билетов. Я заплатил 750 рупий и получив в подарок за это бутыль воды и белые бахилы встал одним из первых в очередь на вход в мавзолей. Как оказалось потом этих входов всего три. Западный, восточный и южный. С севера Тадж-Махал подпирает река. Пройдя жесткий досмотр, в итоге которого мне запретили занести наушники, плеер, рацию и зажигалку, я с друзьями двигаясь вперед попал опять в молоко. Пытаясь найти Тадж-Махал, мы медленно шли по еле заметной в тумане аллеи. Двигаясь по дорожке, окруженные туманом, в котором на вытянутую руку не было видно ни чего, мы уперлись в группу, которая шла с противоположного входа. Так мы чуть не вышли обратно на улицу. Пристроившись к толпе индусов и пройдя еще одни ворота, наконец-то оказались перед одним из чудес света. Памятник, сравнимым с пирамидами в Египте, самым огромным мавзолеем Индии увы был скрыт туманом. В итоге, нам пришлось 5 часов бродить в тумане (крича ёжик…ёжик), пока к обеду не начал спадать туман и мы наконец увидели величие Тадж-Махала. Мраморное величие снаружи и изнутри поражает. Ради этого стоило ждать 5 часов. Вообщем супер, нет слов! Побродив еще пару часов по территории мавзолея мы устремились в Агра форд, который был заявлен как более интересный чем ред форд в Дели. Тук-тук обошелся в 40 рупий, заплатив за вход 250 рупий, мы разбрелись наслаждаться древними строениями. На территории много дворцов, башен, разных переходов и строений в мраморе и красном камне. Интересные виды из бойниц крепости на Агру. На лужайках крепости резвятся, щиплют травку и отдыхают макаки. Кстати не рекомендую обращать на них пристальное внимание. На вид эти обезьянки сущие дети, но стоит с ними попытаться позаигрывать или не дай бог предложить сладости, вы можете подвергнуться нападению всей банды. После этой крепости мы взяли мотоколяску до дальнего мавзолея Беби Тадж, который позиционируется как ранее подобие Тадж-Махала, т.е. это первое сооружение подобного мавзолейного типа. Красивый мавзолей (вход 100 рупий), из мрамора. Не большая территория в отличие от Тадж-Махала. Очень красивый вид на реку. Как и везде по территории снуют бурундуки. Затем мы вернулись до отеля 60 рупий. Пообедали и выехали в Коджураху в 20.00 на арендованном такси 6000 рупий.

Ехали на маленькой машинке местного производства Тато модель Индиго. Путь назывался обними и плачь. Туман был просто супер. Не было видно даже капота. Обогревателя в машине не было. Ночью градусник опустился до ноля. Замерзнув, я залез в спальник. А учитывая, что я сидел на переднем пассажирском сиденье слева, я постоянно себя ощущал водителем, на которого все машины выходят в лобовую. В 2.20 ночи мы всего проехали 150 км. В 5.50- 226 км. В 7.45- 320км. и наконец в 8.45- 368км. Прибыли в Коджураху в 10.00, километры я уже не считал. Заплатив водителю 200 рупий чаевых, мы двинулись к Храму. Вход в архитектурный комплекс 250 рупий. Стены украшены барельефами из сексуальной жизни богов и животных. За два часа обошли весь комплекс, представляющий из себя порядка 10ка отдельно стоящих храмов. Через дорогу купили магниты на память об этом месте и взяв тук-тук за 50 рупий в 12.00 поехали в аэропорт. Вылет должен был быть через час. До аэропорта оказалось всего 4 км, хотя туктукер хотел за проезд 100 рупий. Хотелось быстрее перелететь в Варанаси и завалиться спать. Но вылет был задержан, аэропорт очень мелкий, больше напоминал зал в небольшом кинотеатре. Сделав бесчисленное количество кругов по залу, повалявшись на полу возле случайно найденной розетки, попив дорогущего чая за 50 рупий нас, наконец-то через 3 часа благословили на вылет. 45 минут приятной музыки и нас попросили выйти в Варанаси.

Вереница белых такси на выходе, все машины одинаковые, чем то напомнили наши старые волги и москвичи 60 годов. Таксисты неохотно торговались, а мы были абсолютно уставшие, поэтому 450 рупий за всех и 45 минут в пути и вот отель. Номер дабл 700 рупий с обогревателем. На улице раскисшие дороги из глины. К этому времени я уже внешним видом сливался с местным населением, Куртка порвана в двух местах и заклеена поверх прозрачным скотчем, оба ботинка просили есть и уже не снимая их можно было узнать какого цвета у меня носки. Небритость очень шла моему опухшему лицу. Забежав в местный ларек, я прикупил сыра 72 рупии и воды 2 литра 22 рупии, перекусив, приступил к отмыванию и обриванию себя любимого и приведение хоть в немного божеский вид.

С утра ранний подъем и попытка поснимать рассвет на Гангу. Тук-тук до реки 20 рупий, подъехав к берегу, мы поняли, что туман в это время года с утра в Индии обычное дело. Поснимав виды на реку мы переместились до манки храма примерно в паре-тройке км от Ганги за 40 рупий. Обезьян мы уже насмотрелись, но нужно было занять чем-то время, пока туман не сойдет с реки и можно будет погулять по гатам и поснимать то, ради чего и съезжаются со всего мира туристы в это место.

Покормив и сделав снимки с обезьянами, лазающими по крышам храма и соседних домов, а это узкие улицы забитые свисающими на прохожих домами, решаем перекусить. Пройдя пешком, около километра, мы нашли при отеле не большой и уютный ресторанчик. Пока ждали заказ, мимо окна ресторана, прямо по улице, прошло стадо буйволов. Обед обошелся в 110 рупий. Подкрепившись и набравшись сил, решаем вернуться к реке.

Варанаси на всем протяжении реки закован в камень и чтобы облегчить местному населению спуск и подходы, а так же парковку лодок, через равные интервалы в 80-150 метров организованы ступенчатые сходы шириной до 50 метров в воду. Улицы резко обрываются на верхнем склоне холма и каменными ступенями уходят в воду. Кроме туристов в город постоянно устремлен поток верующих. Священные воды Ганги притягивают индуистов. Так как Будда, начиная свой духовный путь омылся и остригся в этой реке, каждому индусу также необходимо совершить омовение в этих водах. И дорогу в свой последний путь они также начинают у гатов. Очень много пожилых людей, они специально приезжают сюда умирать. В специально отведенных местах, ниже по течению, происходит сожжение умерших. Не редко в воде можно заметить проплывающие в низ по течению полуобгорелые трупы людей. А выше по реке, на гатах, индусы совершают омовения и просто моются, далее стирают белье и уже в самом низу пылают ритуальные костры и чувствуется запах горелой плоти.

Нагулявшись и поснимав бурлящую жизнь у гатов и в воде, мы решаем покататься на лодке, удовольствие стоит 200рупий 30 минут за лодку. Повторяем наш пеший путь теперь по воде. Обращаем внимание, что, судя по следам на стенах зданий, вода сезонами может подниматься до пяти метров в высоту. По реке снует множество лодок, от больших, забитых дровами, до мелких, которые работают как такси от одного гата к другому. Ближе к кострам мимо нас проплывает полуобгоревший труп, очень много чаек выискивают в воде что-то съедобное.

Казалось бы, вода должна представлять из себя зловонную речку забитую отходами жизнедеятельности людей, но запаха от воды нет, ученые считают, что в водах Ганги большое содержание ионов серебра, благодаря этому нет вспышек эпидемий и вода местным населением даже используется для питья.

Весь день мы провели гуляя по этому необычному городу с его интересной жизнью у воды. Но время поджимает, нам надо ехать дальше. Нас ждет Непал. С отеля до ж/д вокзала тук-тук 40 рупий.

Купив билет на поезд за 62 рупии на человека, мы занимаем место в вагоне с решетками на окнах, на некоторых из них выбиты стекла. Везде облезшая краска и пошарпаные сиденья. Поезду не один десяток лет и он провел бурную и длинную жизнь. Я уже давно абстрагировался и не ощущаю дискомфорта от окружающего меня вида. Наш путь лежит до города Горахпур, откуда уже на машине нам надо будет добраться до границы Индии с Непалом. Поезд тронулся по расписанию в 18.00. По плану, время в пути 5 часов. В поезде идет своя жизнь, народ постоянно меняется, пришел индус и всем наставил красных точек на лбу из хны. Часа через четыре как отъехали, поезд остановился. В итоге, вместо пяти, наш путь занял более восьми часов. И уже глубокой ночью мы сошли на нашей станции. Тишина, все вымерло, ветер гоняет рваные пакеты вдоль дороги. Замечаем у обочины старенький крузак. Для порядку торгуемся, но выбора нет и за 2000 рупий едим на границу. Опять туман, холод и потеющее лобовое стекло, 3 часа в пути и мы прибыли.

Непонятные строения, люди в темноте с какими то баулами молча передвигаются в сторону границы. Мы пристраиваемся к ним. 500 метров и мы вышли вместе с толпой к зданию, откуда автобусы уходят в столицу Непала – Катманду. И тут мне в голову приходит мысль, мы каким-то образом перешли границу, не сделав отметок в паспорте о том, что покинули Индию и зашли в Непал. Подхожу в полицейскому, он говорит, что я сильно не прав и машет мне, чтобы я обратно валил в Индию той же тропой как сюда попал.

Делать нечего, взвалив рюкзаки на спину, мы обратно возвращаемся в Индию. Находим пограничный контроль, шлагбаум опущен, граница на замке, все спят. В 5 утра начинаем колотить в дверь. Примерно через 10 минут, из темноты дома выходит человек в белой рубахе до колен, с колпаком и помпошкой на конце, в руках он держит керосиновую лампу. Заспанным голосом, интересуется, кто здесь и что надо? Объясняем, что 4 русских и еще 2 голландца (прибились к нам по дороге) хотят попасть прямо сейчас в Непал. Мы были посланы ждать. Через 30 минут мы благополучно заполнив бланки, получили печати в паспорта, далее отдав 25$ за визу наконец то легально попали в Непал.

Передохнув в приграничном кафе и попробовав фирменного непальского чая с молоком и специями, в 7.00 на минибасе мы отъезжаем в Катманду. Петляя по серпантину, то карабкаясь к облакам, то ныряя к подножью горных рек через 8 часов, в 15.30 мы подъехали к столице Непала. Сам город расположен в низине, наподобие блюдца со всех сторон окруженного горами. Где то вдалеке виднелись белые шапки Гималаев.

Непальцы маленький, но гордый народ. В отличии от индусов, чистоплотны и как мне показалось более европеизированы, хотя доступ туристы в эту страну получили совсем недавно. Может быть из-за того, что город быстро осознав свое расположение, бодро занялся туристическим бизнесом. Очень много магазинов «все для альпинизма и трековых походов в горы». Рюкзаки, разнообразная трековая обувь, флиски, альпинистские прибамбасы и штучки здесь стоят не дорого. И торгуют ими на каждом углу. Есть специальные улицы, которые занимаются только продажей этой амуниции. Национальной гордостью являются пашмины из шелка и шерсти, а также местный чай. Разнообразие сортов ошеломляет.

Национальная еда схожа с индийской, но в ресторанах готовят и обычную европейскую, а также китайскую и даже японскую еду. Цены на все очень низкие. Мне очень понравились местные пельмени Мо-Мо. Делают из яков или вегетарианские из овощей. Очень острые и вкусные.

Мы заселились в отель, оплатив 22,5 $ за дабл на 3 дня. Номера не большие, не отапливаются, поэтому в этот период в номерах очень холодно. У нас с собой были спальники, поэтому не так сильно подмерзали по ночам. Электричество в Катманду дают по времени с утра на пару часов и вечером так же на пару. Если вы не зарядили фотоаппарат и телефон в это время, можно сильно огорчиться. Город рано засыпает, так как освещения нет, а генераторы в магазинах ради одного туриста ночью молотить не будут. Погуляв по вечернему городу и поужинав, мы рано легли спать. С утра завтрак и в 5 утра мы уже в городе. На первый день был запланирован осмотр храмов в центре. В городе сотни достопримечательностей. Мы успели посмотреть снаружи храм Кумари, богини-девочки, непальцы считают, что если повезет ее увидеть, то будет тебе счастье. Много гуляли в старинном центре города, на каждом углу, в каждом доме стоит ступа или храм. За вход пришлось заплатить, что-то около 3 долларов. Хотя можно попасть и бесплатно, так как в центре тоже есть отели и можно сослаться, что ты просто идешь к себе. Посетили огромный рынок, очень много интересных подделок и сувениров.

На следующий день опять подъем в 5 утра, холодный завтрак из-за отсутствия электричества и быстрее в «Храм обезьян», зрелище не забываемое, по ступеням пришлось карабкаться около часа, пока оказались на самом верху у главной ступы. С этой высоты очень красивый вид на город.

Затем поехали в Буднат, посмотреть на самую большую ступу Непала и признанный центр буддизма. Сделав круг и впечатлившись размерами ступы, мы взяли такси и поехали в горы на смотровую площадку. Сама площадка расположена на высоте почти 3 км. И в этом районе расположено несколько кемпингов отелей. Впечатления от увиденного не передаваемые. Смотрите фотографии в галерее. Высоченные горы, все в снежных шапках. Мы все пытались рассмотреть, где именно находится Эверест. Пообедали при кемпинге в ресторанчике с видом на обрыв и горы. Подавали мо-мо и пиво. Сделав снимки заката, мы уставшие, довольные и полусонные от горного воздуха поехали спать в отель. На следующий день в обед вылет обратно в Дели. Начиналась дорога домой.

Утренний завтрак и мы по дороге в аэропорт, несколько досмотров личных вещей с вытряхиванием на стол, последний обыск уже на взлетной площадке и мы в самолете. Как обычно отобрали все зажигалки. Вылет в 14.45, в Дели мы уже были в 15.55. Сбор за вылет из Непала 20 долларов.

Три крайних дня мы провели, исследуя достопримечательности Дели.

Видели Кутаб Минар, прикоснулись к железной колонне с надписями на санскрите, которым около 16 веков. Посетили новоделы - Бахайский дворец (храм Лотос), а также храм Лакшми Нараяна Мандир. Посмотрели самую большую мечеть Индии вместимостью 25000 человек - Джама Масджид от которой расходятся не туристические рыночные улицы с очень дешевыми товарами. Катались на метро, где у нас опять отобрали зажигалки. Провели почти весь день в зоопарке, который местами переходил в сафари парк, так как не было понятно, кто в клетке звери или люди.

Нам повезло, мы смогли увидеть и ощутить Индию не из окна туристического автобуса. Теперь я знаю, что она не такая, как на красочных буклетах туристических компаний. Не плохая или хорошая, просто другая. Интересная и местами не понятная культура. За 11 дней мы впитали в себя огромное количество информации и впечатлений. Очень устали, но получили массу положительных эмоций от увиденного.

Я специально не описывал достопримечательности, больше старался передать свои ощущения и впечатления, а также записывал информацию о расходах. Прочитать по местам, где мы были, можно в интернете, мой рассказ пригодиться тем, кто любит самостоятельные путешествия и захочет повторить наш маршрут по Индии и Непалу.

Фотографии по Индии и Непалу можно посмотреть в фотогалерее.